Аттестация педагогических кадров

Новый порядок проведения аттестации педагогических работников в письме МОиН ЧО № 01-5627 от 18 июля 2014г.

Обращаем внимание, вступил в силу приказ МОиН РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 "Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность".

Дополнительную информацию по аттестации педагогических работников можно найти здесь


Аттестация педагогических работников
(комментарии к порядку проведения)

Аттестация педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений - это государственная услуга, предоставляемая Министерством образования и науки Челябинской области (далее МОиН ЧО).
Нормативно-правовые документы:
1.      Трудовой кодекс Российской Федерации;
2.      Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3.      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
4.      Приказ Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»;
5.      Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);
6.      Постановление Правительства Челябинской области от 16.09.2011 г. № 318-П «Административный регламент предоставления Министерством образования и науки Челябинской области государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Челябинской области»;
7.      Приказ МОиН ЧО от 20.03.2012 г. № 01-586 «Об Административном регламенте исполнения Министерством образования и науки Челябинской области государственной функции по проведению аттестации педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений на соответствие занимаемой должности»;
8.      Письмо Министерства образования и науки РФ, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 18.08.2010 г. № 03-52/46 «Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
9.      Письмо Министерства образования и науки РФ, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 15.08.2011 г. № 03-515/59 «Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

Приказом (3) утверждён порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Данный порядок вступил в силу с 1 января 2011 года. При этом присвоенные ранее квалификационные категории действуют до истечения их срока.
Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации. Новые правила аттестации также коррелируют с принципами новой системы оплаты труда, учитывающей результаты и качество работы учителя.
Основными задачами аттестации являются:
·       стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
·       повышение эффективности и качества педагогического труда;
·       выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
·       учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
·       определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
Перечень должностей педагогических работников, подлежащих аттестации, определен приказом (4). Новый порядок предусматривает два вида аттестации: обязательную и добровольную.
Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности
В случае отсутствия у педагога квалификационной категории по инициативе  работодателя проводится обязательная аттестация для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности. Срок действия квалификационной категории составляет 5 лет.
Обязательной аттестации не подлежат:
·        педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
·        беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
·        педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
В соответствии со ст. 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2) проведение обязательной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
В случае признания работника несоответствующим занимаемой должности, работодатель (руководитель образовательного учреждения) должен направить его на курсы повышения квалификации (если подобная рекомендация содержится в решении аттестационной комиссии), либо предложить другую имеющуюся работу. Трудовой договор с работником может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (в том числе вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).
Аттестация на квалификационную категорию (первую, высшую)
Добровольная аттестация осуществляется по инициативе педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям первой (или высшей) квалификационной категории. Срок действия квалификационной категории составляет 5 лет. Аттестация педагогического работника на высшую квалификационную категорию возможна только при наличии первой или высшей квалификационной категории на дату подачи заявления, но не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.
В соответствии со ст. 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2) проведение добровольной аттестации осуществляется региональной аттестационной комиссией, формируемой Министерством образования и науки Челябинской области.
Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
·       владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
·       имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации;
·       вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.
Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
·       имеют установленную первую квалификационную категорию;
·       владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
·       имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
·       вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
Проблемы, возникающие при проведении аттестации педагогических работников
1. Несвоевременное оформление аттестационных документов
В соответствии с Административным регламентом (6) подготовка и предоставление пакета документов на аттестацию в Министерство образования и науки Челябинской области должны осуществляться не позднее чем за 90 дней до дня окончания предыдущей аттестации.
2. Нарушение прав педагогических работников при подаче заявления на аттестацию с целью установления соответствия его квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории
В соответствии с приказом (3) при аттестации педагогических работников на первую квалификационную категорию не предусмотрены какие-либо ограничения, в том числе по срокам подачи документов на аттестацию. Таким образом, подавать заявление и проходить аттестацию на первую квалификационную категорию имеет право КАЖДЫЙ педагогический работник, уровень квалификации которого соответствует требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории. Отказ в приеме заявления на проведение аттестации на первую квалификационную категорию является необоснованным в отношении следующих педагогических работников:
·        молодые специалисты, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
·        беременные женщины, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
·        педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
·        педагоги, не имеющие квалификационных категорий;
·        педагоги, не аттестованные на соответствие занимаемой должности;
·        педагоги, работающие в образовательной организации на условиях совместительства.
3. Нарушение прав педагогических работников при подаче заявления на аттестацию с целью установления соответствия его квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории
В соответствии с приказом (3) при аттестации педагогических работников на высшую квалификационную категорию предусмотрены ограничения. Аттестация педагогического работника на высшую квалификационную категорию возможна только при наличии первой или высшей квалификационной категории на дату подачи заявления, но не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории. Педагогический работник, уровень квалификации которого соответствует требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, несет персональную ответственность в соблюдении сроков  установленной квалификационной категории (высшей, первой).
При соблюдении вышеуказанных условий отказ в приеме заявления на проведение аттестации на высшую квалификационную категорию является необоснованным в отношении следующих педагогических работников:
·        беременные женщины, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
·        педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
·        педагоги, имеющие первую квалификационную категорию, установленную более 2 лет;
·        педагоги, работающие в образовательной организации на условиях совместительства.
4. Нарушение прав педагогических работников - совместителей
При совмещении должностей работник должен быть аттестован по каждой занимаемой должности. При переходе на другую должность квалификационная категория не сохраняется!
Отказ в приеме заявления на проведение аттестации с целью установления квалификационной категории (первой, высшей) в отношении педагогических работников, работающих в образовательной организации на условиях совместительства, является необоснованным.
Квалификационная категория по должности «учитель» должна учитываться независимо от преподаваемого предмета. Квалификационная категория по должностям работников, по которым применяется наименование «старший», должна учитываться независимо от того, по какой конкретно должности присвоена.
Эти и другие сложные случаи подробно рассмотрены в письмах (8) и (9), где даны подробные разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников (3).

Интернет-ресурсы, на которых размещены нормативные документы
по организации и проведению аттестации педагогических работников:

1.     Сайт Министерства образования и науки Челябинской области, раздел «Деятельность ® Аттестация педагогических кадров» http://minobr74.ru/ru/
2.     Сайт ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», раздел «Аттестация» http://ipk74.ru/
        3. Образовательный портал Челябинска, раздел «Нормативные документы ® Кадровые вопросы ® Аттестация 
             педагогических кадров» http://www.chel-edu.ru/
Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности. 
 Основными задачами аттестации являются: 
   - стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; 
      - повышение эффективности и качества педагогического труда; 
  - выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; 
     -  учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений; 
       - определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; 
       - обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников. 
       Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

Формы документов для аттестации педагогических кадров
1. Приказ МОиН РФ " О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" от 24.03.2010
2. Административный регламент
3. Перечень документов для аттестации
4. Заявление
5. Представление учителя
6. Материалы для экспертного заключения
7. Экспертный лист на первую категорию
8. Экспертный лист на высшую категорию
9. Протокол персонального оценивания
10. Положение об экспертных группах по аттестации педагогических работников
11. Регламент работы экспертных комиссий поаттестации педагогических работников в 2012 году